Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница
454087, Россия, г. Челябинск
ул. Кузнецова, 2А
Администратор диспансера для взрослых
+7 (351) 700-02-18
Детское диспансерное отделение
+7 (351) 245-25-50
Диспансерное отделение г. Копейска
+7 (35139) 275-20
Телефон доверия
+7 (351) 269-77-77

Бесплатные медицинские услуги

О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Председатель Правительства Челябинской области А.Л.Текслер

Постановление правительства Челябинской области от 25.12.2023_№_724-П. Скачать

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) Доступ к основным лекарственным средствам, вакцинам и медицинским технологиям.

3) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

4) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

6) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

7) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

8) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

9) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

10) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

11) применением телемедицинских технологий.

Кроме того, доступность медицинской помощи также подразумевает возможность  получения гражданами дополнительных медицинских услуг по программам добровольного медицинского страхования (эта возможность законодательно закреплена и как одно из общих прав пациента, пункт 10 ст. № 323-ФЗ), а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами РФ.

По законодательству РФ действуют государственные гарантии предельных сроков ожидания.

Медицинская помощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях оказывается врачами-терапевтами в день обращения пациента в медицинскую организацию, срок ожидания – не более двух часов с момента обращения.

Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме.

Срок ожидания приема участковыми врачами-терапевтами не должен превышать 24 часов с момента обращения; врачами специалистами – не более 10 календарных дней со дня обращения.

Срок ожидания проведения диагностических инструментальных исследований

(рентгенологические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медикосанитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня назначения исследования; компьютерной томографии – не более 14 рабочих дней со дня назначения исследования.

Другой важной составляющей медицинской помощи является категория качества. Под качеством медицинской помощи Всемирная организация здравоохранения понимает степень, в которой услуги здравоохранения, оказываемые отдельным лицам и группам населения, повышают вероятность достижения желаемых результатов в области здравоохранения и соответствуют профессиональным знаниям, основанным на фактических данных.

Качество медицинской помощи, включающее укрепление здоровья, профилактику, лечение, реабилитацию и паллиативную помощь, может измеряться и постоянно повышаться благодаря постоянному мониторингу, основанному на научных и статистических данных, с учетом потребностей и предпочтений пользователей – пациентов, семей и местных сообществ.

Определяя качество медицинской помощи, ВОЗ указывает на ряд принципов, лежащих в его основе:

⎯ эффективности: предоставление услуг здравоохранения нуждающимся в них лицам;

⎯ безопасности: отсутствие вреда или ущерба для здоровья при оказании медицинской помощи;

⎯ ориентации на потребности людей: учет индивидуальных особенностей, предпочтений, потребностей, ценностей (религиозных, экзистенциальных) при оказании медицинской помощи;

⎯ своевременности: оказание медицинской помощи без промедления, задержек, влекущих за собой усугубление состояния пациента, инвалидизацию и летальный исход; организация и предоставление услуг здравоохранения таким образом, чтобы люди могли непрерывно получать полный спектр услуг, связанных с укреплением, охраной здоровья и профилактикой заболеваний, а также с диагностикой, лечением, долговременным уходом, реабилитацией и паллиативной помощью на разных уровнях и в разных медицинских организациях в соответствии с их потребностями;

⎯ справедливости: обеспечение равного качества медицинской помощи независимо от возраста, гендера, расы, этнической принадлежности, географического местоположения, религии, социально-экономического статуса, а также языковой или политической принадлежности;

⎯ интеграции: координация медицинской помощи среди провайдеров на всех уровнях

управления; обеспечение доступа ко всему комплексу услуг здравоохранения на протяжении всей жизни;

⎯ действия: извлечение максимальных преимуществ от имеющихся в наличии ресурсов; недопущение потерь времени и средств.

По мнению ВОЗ, обеспечение качества медицинских услуг является результатом нескольких составляющих: целостности системы здравоохранения; адекватности действий провайдеров услуг; надлежащего управления; квалифицированных и компетентных трудовых ресурсов; обеспечения своевременного и полноценного финансирования; создания информационных систем, позволяющих осуществлять постоянный контроль за качеством медицинской помощи; обеспечения лекарственными средствами; оснащения медицинских учреждений современным оборудованием и технологиями.

К наиболее приоритетным сферам, имеющим важное значение для оказания качественно медицинской помощи, ВОЗ относит:

во-первых, оказание высококачественной первичной медико-санитарной помощи и выполнение основных функций общественного здравоохранения, в том числе расширение прав и возможностей людей; участие местных сообществ; осуществление согласованных управленческих действий в интересах улучшения здоровья населения; создание служб здравоохранения;

во-вторых, проведение мониторинга и оценки качества медицинской помощи на основе актуальных данных для совершенствования национальных систем здравоохранения;

в-третьих, обмен опытом и организацию профессионального обучения, позволяющих тиражировать наиболее эффективные практики диагностики, профилактики и лечения заболеваний как на уровне национальных систем здравоохранения, так и в масштабе всего мирового сообщества;

в-четвертых, обеспечение качества и устойчивости системы здравоохранения в условиях высоких политических, экономических, социальных рисков; проведение работы, направленной на опережение возникновения чрезвычайных ситуаций сфере здравоохранения анализ наиболее эффективных методов их выявления и ликвидации, выработанных во время ЧС;

в-пятых, оказание медицинских услуг на основе гуманного подхода, с учетом потребностей потребителей, что непосредственным образом отражается на удовлетворенности населения медицинской помощью

В российской юридической практике понятие «качество медицинской помощи» закреплено в п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 и определяется как «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».

В ст. 79.1 указанного закона независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности; независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Исходя из содержания ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ, установлены критерии оценки качества медицинской помощи, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и регламентируются Приказом Минздрава РФ № 203н от 17.05.2017 года «Об

утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», 2017 г.

оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата и относятся к медицинским организациям независимо от формы собственности и условий оказания медицинской помощи (на возмездной или безвозмездной основе).

В соответствии с Приказом № 203н от 17.05.2017 года критерии качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе порядков оказания и стандартов медицинской помощи; клинических рекомендаций (протоколов лечения):

1) по группам заболеваний (состояний):

⎯ критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;

⎯ критерии качества при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;

⎯ критерии качества при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;

— критерии качества при заболеваниях нервной системы;

— критерии качества при психических заболеваниях

⎯ критерии качества при болезнях глаза и его придаточного аппарата;

⎯ критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка;

⎯ критерии качества при болезнях системы кровообращения;

⎯ критерии качества при болезнях органов дыхания;

⎯ критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезнях полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);

⎯ критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки;

⎯ критерии качества при болезнях мочеполовой системы;

⎯ критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде;

⎯ критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках;

⎯ критерии качества при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

2) по условиям оказания медицинской помощи:

⎯ в отношении медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях;

⎯ в отношении медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара;

⎯ в отношении медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях