1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции и методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 г.

1.2.Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1» (далее — Учреждение), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушении в деятельности Учреждения.

1.3. Основными целями внедрения в Учреждении Антикоррупционной политики являются:

-минимизация риска вовлечения Учреждения, его руководства и работников в коррупционную деятельность;

-формирование у работников независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

-обобщение и разъяснение основных требований законодательства 1Ф в области противодействия коррупции, применяемых в Учреждении.

1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения Антикоррупционной политики:

-закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности;

-определение области применения Политики и круга лиц. попадающих под ее действие;

-определение должностных лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;

-определение и закрепление обязанностей работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

-установление перечня реализуемых антикоррупционных мероприятии, стандартов и процедур, и порядка их выполнения (применения);

-закрепление ответственности сотрудников за несоблюдение требовании Антикоррупционной политики.

2.Используемые в политике понятия и определения

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местною самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему

устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Контрагент — любое российское или иностранное юридическое, или физическое лицо, с которым Учреждение вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услу! имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп — незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя учреждения) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя учреждения) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации учреждения, работником (представителем учреждения) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя учреждения) — заинтересованность работника (представителя учреждения), связанная с возможностью получения работником (представителем учреждения) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3.Основные принципы антикоррупционной деятельности учреждения

3.1.В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

-признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

-законность;

-публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

-неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

-комплексное использование политических, организационных, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

-приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

-сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

3.2.Система мер противодействия коррупции в Учреждении основывается на следующих принципах:

Принцип соответствия Антикоррупционной политики Учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам: соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иным нормативным правовым актам, применяемым к Учреждению.

-Принцип личного примера руководства: руководство должно формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.

-Принцип вовлеченности работников: активное участие работников независимо от должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

-Принцип нулевой толерантности: неприятие в коррупции в любых формах и проявлениях.

-Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции: разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска.

-Принцип периодической оценки рисков: в Учреждении на периодической основе осуществляется выявление и оценка коррупционных рисков, характерных для деятельности Учреждения в целом и для отдельных ее подразделений в частности.

-Принцип обязательности проверки контрагентов: на постоянной основе осуществляется проверка контрагентов на предмет их терпимости к коррупции, в том числе осуществляется проверка наличия у них собственных антикоррупционных мероприятий или политик, их готовность соблюдать требования настоящей Политики и включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.

-Принцип открытости: информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых антикоррупционных стандартах ведения деятельности.

-Принцип ответственности и неотвратимости наказания: неотвратимость наказания для работников вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

4.Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

4.1    Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

4.2    Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Учреждение вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых с такими лицами.

5.Должностные лица учреждения, ответственные за реализацию антикоррупционной политики

5.1       _______________________является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Учреждении.

5.2       _______________________исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Учреждения назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики.

5.3 Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики:

-подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в Учреждении;

-подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Учреждении;

-разработка и представление на утверждение Главному врачу проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

-проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками;

-организация проведения оценки коррупционных рисков;

-прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений;

-организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;

-оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

-оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

-организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

6.Обязанности работников и учреждения, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

6.1. Все работники, вне зависимости от должности и стажа работы в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны:

-руководствоваться положениями настоящей Политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;

-воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;

-воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;

-незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/главного врача о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

-незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/главного врача о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

-сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

7.Внутренний контроль и аудит

7.1. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. И 402-Ф3 «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций.

7.2. Система внутреннего контроля способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности учреждения. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждения и обеспечение соответствия деятельности учреждения требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов учреждения. Для этого система внутреннего контроля и аудита учитывает требования Антикоррупционной политики, реализуемой учреждением, в том числе:

-проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

-контроль документирования операций хозяйственной деятельности;

-проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

7.3. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушении: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.

7.4. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждении внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств -индикаторов неправомерных действий, например:

-оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

-выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для учреждения или плату для данного вида услуг;

-закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

8. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями- контрагентами и в зависимых организациях

8.1. В антикоррупционной работе учреждения, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, выделяются два направления. Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в ^ коллективных антикоррупционных инициативах. Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в учреждении. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами.

9. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

9.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.

9.2. Организация принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно.

9.3. Учреждение принимает на себя обязательство воздерживаться о г каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

9.4. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме.

-оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции,

-оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

9.5. Руководителю и сотрудникам учреждения следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подшговке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов к данной работе привлекаются специалисты в соответствующей области права.

Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

10.1           Учреждение и все его сотрудники должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства РФ, в том числе Уголовного кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона о г декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

10.2           Все работники учреждения вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, за соблюдение

принципов и требований настоящей Политики.

10.3           Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

11. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику учреждения

11.1     Учреждение осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики. Должностные лица, на которые возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, ежегодно представляют Главному врачу соответствующий отчет, на основании которого в настоящую Политику могут быть внесены изменения и дополнения.

11.2   Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство РФ.